В условиях карантина таксомоторный рынок Украины постепенно терпит "крушение", хотя такая ситуация наблюдается не только в нашей стране. Цены остаются на месте, а заказов с каждым днем меньше. Как долго протянут службы такси и водители в таких условиях, а также как обстоят дела в других странах.
Введенный на территории Украины карантин, к сожалению, не останавливает стремительный рост числа заболевших коронавирусом. Однако уже если не замедлил, то практически остановил бизнес. Многие украинцы сейчас вынуждены работать дома, либо находятся в вынужденном отпуске. Одним из приоритетных видов транспорта для многих остается такси, ведь это хоть какая-то изоляция от столпотворений в общественном транспорте. Однако не вызывает сомнения то, что такси украинцам сейчас не требуется настолько часто как до начала эпидемии.
Такси в мире
Мы решили собрать комментарии, новости и отзывы таксистов из разных стран, где карантин введен гораздо ранее, чем в Украине. Как бизнес такси переживает эпидемию в мире, а также чего ждать в украинских реалиях.
Украина, Киев
Если сравнивать ноябрь к марту, то число заказов сократилось на 30-40%, а у отдельных служб — на все 50%. Если раньше нормальная служба делала до 5 тысяч поездок в день, то в последнее время — 2-2,5 тысячи (всего в Киеве ежедневно совершается около 300 тысяч поездок на такси).
Эстония
В Эстонии падение на рынке таксоизвоза примерно 80%. Как вариант предлагают автомобили такси с перегородками, которые отделяют пассажира и водителя. Пока перегородка не будет установлена, водитель не может принимать новые заказы. Плюс к этому среди водителей проводится большая разъяснительная работа о том, чтобы те таксисты, которые в силу возраста входят в группу риска, в этот период не должны работать. Рассказала Ребане о ситуации на рынке.
Таксисты в Таллинне: коронавирус обнулил заказы, ездим по "бомж-тарифам". По словам таксистов, в связи с новостями про коронавирус значительно уменьшилось количество заказов. Однако платформы, предоставляющие услуги таксоизвоза, это пытаются отрицать.
Чехия
С воскресенья в Чехии введен довольно жесткий карантин. Власти страны долго обсуждали его, в итоге в стране на время запретили работу сервисов типа Airbnb, приостановили деятельность компаний Uber и Bolt, функционировать могут только сервисы по доставке еды.
Россия, Москва
Пострадал рынок такси – поездок стало на 10% меньше. Хотя в компаниях-перевозчиках с оценкой Дептранса не согласны, – дескать, крупные работодатели стали поощрять передвижение сотрудников на каршеринге и такси, стараясь тем самым снизить риск их заражения в общественном транспорте.
Польша
Работаю в Uber и Bolt в Польше. В связи с вирусом в Польше всё закрывается, люди не ездят, и не выходят на улицу. Заработки очень сильно упали, у кого машина в аренде вообще не выгодно работать. Коллеги будьте готовы к тому, что такая ситуация может быть и в Украине.
Ситуация с заказами и ценами
Основной проблемой многих служб такси стало падение спроса, автомобили чаще простаивают без заказов. С каждым днем все больше украинцев стараются минимизировать передвижение по городу, не работают торгово-развлекательные центры и другие места массового скопления людей, что для такси является негативным фактором. Люди внимательно мониторят и быстро реагируют на сообщения в СМИ, и чем больше случаев заражения, тем больше упадок заказов у служб и агрегаторов. Такая тенденция сохраняется уже не первый день и многие руководители такси предполагают, что сохранится еще не один месяц.
Условия, в которых сейчас приходится работать службам такси и водителям, нельзя назвать приемлемыми. У многих водителей автомобили в аренде или под выкупом, а службы имеют приличную расходную часть. Отсутствие спроса не дает повысить тарифы на услуги, скорее наоборот. Сейчас используются разнообразные методы, чтобы удержать службы на плаву и обеспечить водителей заказами. В тоже время пока ситуация некритична, но тенденция не дает возможности расслабиться.
Как ударит по рынку
Если тенденция с упадком спроса не замедлится и карантин в Украине продлят, а это самый ожидаемый сценарий, то у небольших служб такси будет мало шансов столь длительный период держаться на плаву. Ударит также и крупные службы, особенно те, которые владеют собственным автопарком. Постепенно реклама такси начинает работать не на заработок, а для того чтобы удержать водителей и окупить элементарные расходы по зарплатам и содержанию службы. В этих условиях также не стоит забывать про вариант с дальнейшим падением тарифов такси, в попытке удержать оставшегося пассажира. Однако это будет не лучший вариант ввиду того что на сегодня тарифы и так являются уже на грани рентабельности для водителей.
Агрегаторы такси
Большой опыт на рынках разных стран сейчас показывает свою эффективность у агрегаторов такси, которые за столь длительный период научились быстрее всех предугадывать и действовать. Это тот сегмент рынка, который уже действует и может дольше всех продержаться на плаву, даже при самом печальном прогнозе и исходе. Для агрегатора работать в убыток не является чем-то новым и неизведанным. В тоже время они всеми путями пытаются заложить резервный план, ввиду поддержки бесплатных поездок для медицинских работников, тем самым усиливая рекламу через СМИ.
Работа
Хотя службы в своих рекламных материалах и пытаются убедить пассажира в безопасности поездок, защите и дезинфекции салонов авто, все прекрасно понимают реальное положение дел. Водителям никто и ничего не выдает, а за свой счет и при действующих тарифах закупить маски, санитайзеры, а также постоянно самостоятельно проводить дезинфекцию салона водитель попросту не сможет. Это все приведет к тому, что автомобиль такси со временем может стать опасным как для самого водителя, так и для пассажира, ведь до сих пор реальная картина заболевших в Украине непонятна.
Рынок аренды автомобилей
Здесь тоже не все гладко, на рынке можно наблюдать переизбыток автомобилей, которые предлагают в аренду под такси. Однако это скорее закономерность, чем неожиданность. Упадок спроса и отсутствие заказов приводят к тому, что стоимость аренды для водителя кажется неподъемной и автомобиль приходится попросту вернуть владельцу. Доски объявлений с завидной частотой пополняются новыми предложениями, но отбить аренду водителю в нынешних реалиях и при таком низком спросе проблематично.
Что в итоге
Коронавирус поставил мировую экономику на грань кризиса, и он может оказаться самым серьезным за столетие. Надежды на быстрое выздоровление планеты тают с каждым днем, а счет за лечение растет на глазах. Вирус уже обошелся миру в десятки миллиардов долларов, и это только начало. Под угрозой вся сфера услуг: от ресторанов и киностудий до университетов и такси.
Паниковать несомненно еще рано, это только начало карантина в Украине, да и в дальнейшем ситуация может кардинально поменяться, но в любом случае рынок таксомоторных перевозок еще долго будет стабилизироваться. Это вопрос не одного и даже не пары месяцев. Вполне вероятно и то, что в конце карантина многих привычных служб такси попросту не станет, ввиду той динамики упадка, которая сейчас наблюдается.