Мировой сервис Uber за три года в Украине покорил местный рынок такси, заставив его кардинально измениться. Почему конкуренты не выдерживают столкновения с американской платформой.
«Заказов было больше, чем мы могли выполнить», — так Аркадий Вершебенюк, бывший руководитель украинского офиса Uber, американского онлайн-сервиса такси, описывает первые дни выхода компании на местный рынок. Случилось это три года назад, и старт превзошел все ожидания: уровень еженедельного количества поездок, которого Uber планировал достичь за полгода, был покорен через полтора месяца.
«А через полгода, на конец 2016‑го, мы обогнали по этому показателю Варшаву, которая была крупнейшим рынком в Центрально-Восточной Европе», — вспоминает Вершебенюк. Украина стала для Uber одним из наиболее быстрорастущих в регионе рынков. «Мы были приятно удивлены», — вспоминает менеджер.
Он уже ушел из Uber, но в компании продолжают восхищаться местным рынком. «Реакция, которую мы получили от людей, была фантастической, и Украина стала для нас одной из самых важных стран в Центральной и Восточной Европе», — заявили в украинском офисе американского гиганта. Хорошая похвала от компании, присутствующей в 83 странах мира.
Украинцам пришлась по душе заокеанская платформа, которая позволяет заказать автомобиль-такси с помощью смартфона через приложение — именно оно является основой Uber. И не ждать «шашечки» минут 40, а получить их в течение 15. И расплатиться карточкой.
Соотечественники вошли во вкус до такой степени, что сервис, не имеющий собственного парка машин — Uber работает напрямую с водителями, которые зарегистрированы в его системе, — стал лидером в столице. И потеснил Uklon — схожую отечественную платформу, появившуюся еще 10 лет назад.
Охарактеризовать точными цифрами рынок, который пал под колеса Uber, сложно. В самой компании не раскрывают всех данных. А сторонних оценок нет из‑за существенной тенизации таксомоторного дела — большинство водителей не имеют официальной лицензии, а контроль за ее наличием и вовсе отсутствует.
Однако эксперты подсчитали, что с учетом населения Киева в 4,5 млн человек и среднего чека на поездку, который в столице равен 100 грн, годовой оборот городского рынка составляет минимум 5,4 млрд грн. И 60% этой суммы приходится на Uber и Uklon, уверен Виктор Федосюк, основатель компании Transflot — автопарка корпоративных такси. Причем заокеанский сервис, по его словам, стал безусловным № 1.
Но Uber не только выбился в лидеры — он еще и кардинально изменил все вокруг. Такси из смартфона вытеснило с рынка множество операторов, работавших по классической схеме — через телефон и СМС. Оставшиеся активно продвигают собственные онлайн-платформы.
Конкуренция животворящая
Приход подобного сервиса меняет каждый рынок, на который он заходит, говорит Тарас Потичный, руководитель такси-сервиса Bolt в Украине. Эта эстонская компания, вышедшая на мировой рынок, работает по схожей с Uber схеме.
«Я прекрасно помню времена, когда такси в лучшем случае можно было поймать „с руки“, если надо прямо сейчас», — вспоминает Потичный. Найти сервис, предоставляющий машину быстро, качественно и точно, было практически невозможно. Теперь за пару нажатий на экран смартфона и три-четыре минуты времени в Киеве можно получить машину, которая отвезет по нужному адресу по более-менее доступной цене.
Стоимость 1 км пути у базового UberХ равна 4,5 грн, а в целом на столичном рынке этот показатель колеблется в пределах 4−8 грн.
«Хорошая штука — конкуренция» — так о работе Uber говорит Сергей Смусь, сооснователь и операционный директор сервиса Uklon.
На его компанию выход американского гиганта повлиял существенно. Uklon ввел возможность безналичного расчета, когда оплата за проезд списывается с банковской карточки, — это была одна из фишек международного сервиса, которую в Украине почти не использовали.
А еще компания Смуся поменяла модель бизнеса. Если раньше она сотрудничала с информационно-диспетчерскими службами, выполнявшими ее заказы, то с конца 2015‑го начала работать с водителями напрямую.
Uklon выжил и развивается. Но конкуренции с Uber не выдержали около 200 традиционных служб такси, говорит Фарид Сафаров, руководитель директората цифровой инфраструктуры Мининфраструктуры. Эта цифра учитывает и просто диспетчерские, и компании, располагающие собственным автопарком. Многие из числа последних попросту стали партнерами Uber, говорит чиновник.
«Одно дело — управлять автопарком, и совсем другое — научиться привлекать клиентов и работать с ними, — поясняет Потичный из Bolt. — Это два разных бизнеса».
Uber умеет привлекать — одна возможность обратной связи многого стоит: у каждого водителя в системе есть рейтинг, который формируют отзывы клиентов. «Если раньше пассажир мог разве что поругаться с водителем по приезде, то теперь появился реальный механизм фидбека, и это определенным образом повлияло на водителей», — говорит Вершебенюк. Плохой рейтинг — это немедленное отключение от Uber.
Водители сотрудничество с сервисом ценят. Киевский таксист Александр, который не захотел называть фамилию в прессе, посвящает работе с Uber по 12 часов в день. Максимум, который он зарабатывал за сутки, — 2,5 тыс. грн, уже с учетом комиссии онлайн-сервиса.
Схема определения доли Uber проста: до 50 поездок в неделю — комиссия 25%, а потом с каждой следующей поездки — по 3%. В понедельник все обнуляется. «50 поездок можно сделать за понедельник-вторник и до следующего понедельника работать под 3%», — поясняет водитель.
Поехали
Украина оказала ответное влияние на Uber. При старте в Киеве сервис планировал сотрудничать только с машинами не старше пяти лет. Однако в отечественных реалиях пришлось работать и с пожилыми отечественными автомобилями Lanos, и с евробляхерами — водителями, использующими машины не первой молодости с европейской регистрацией. Иначе Uber не выжил бы. «Конкурировать белому игроку на рынке, где остальные могут работать в серую [трудно]», — разводит руками Сафаров.
Более того, цифровая компания ввела услугу вызова машины по телефону, которой у нее нет ни в одной другой стране мира. Такой вариант обойдется пассажиру дороже, чем заказ из приложения, уточняет Потичный. «Это скрытая комиссия, — говорит он. — Чтобы вывести пассажира в формат онлайн-обслуживания».
Влияние местного рынка сделало украинский Uber более простым во всех смыслах. Вера Черныш, совладелица интернет-издания MC Today, живет в Португалии, но часто бывает дома — в Киеве или в Одессе. Она рассказывает: «В Украине высока вероятность того, что от Uber приедет раздолбанная прокуренная машина, в салоне будет играть шансон, а водитель может нахамить». А вот в Португалии, по ее наблюдениям, с сервисом сотрудничают исключительно вежливые водители, а машины у них новые и чистые.
Среди других жалоб от украинских пользователей Uber, которые можно встретить в соцсетях, — отказ водителей от поездки, если оплата будет безналичной, нежелание ехать на большие расстояния или по удлиненному маршруту.
Впрочем, в Uber работают над качеством: в пресс-службе компании заявили, что у них есть специальная команда, анализирующая отзывы пользователей и предлагающая решения проблем.
Недавно Uber представил новые инструменты безопасности для клиентов: они могут выбрать пятерых доверенных лиц, которые будут иметь доступ к информации о поездке. Кроме того, пассажиры (как и водители) теперь в состоянии вызвать полицию прямо из приложения в смартфоне.
Еще Uber показал местным конкурентам, что одним сервисом служба такси не должна ограничиваться. Помимо стандартного UberX американцы запустили Uber Select и Uber Black, использующие автомобили более дорогих марок. А еще — Uber Green, который предлагает поездку на электромобиле.
Сейчас компания тестирует в Киеве проект Uber Shuttle — городскую маршрутку, но с предварительным бронированием места и без стоячих пассажиров. Спустя более двух месяцев после запуска шаттлами воспользовались хотя бы один раз более 5 тыс. человек, говорят в пресс-службе Uber. При том что у компании всего два городских маршрута.