Онлайн-такси со всего мира и Украины: цены и особенности работыСервисы для онлайн-такси по всему миру набирают популярность. К примеру, американский Uber является самым дорогим стартапом, в США с ним конкурирует Lyft, а на мировой арене — Didi Chuxing. В Украине одним из первых, а сегодня самым популярным местным сервисом является Uklon. Обозреватель AIN.UA подготовил материал на тему мировых онлайн-такси, разобрался, где и сколько стоит поездка, а также проследил особенности работы сервисов в разных странах. 
 

Вопрос цены

 
Большинство приложений онлайн-такси автоматически вычисляют стоимость будущей поездки. Обычно это фиксированная сумма, в которую включен общий километраж, цены на топливо и амортизация автомобиля. На тариф влияет средняя загруженность дорог в городе, подход муниципалитета к лицензированию водителей, наличие туристов, уровень достатка жителей конкретного населенного пункта и еще десятки факторов. В результате стоимость поездки различается не только в разных службах, но и в разных городах одной и той же страны.
 
Минимальный тариф в нью-йоркском Uber составляет почти 10 евро. Еще один топовый сервис США Lyft оценивает минимальный заказ в 6 евро. А вот в Сан-Франциско таксисты Uber и Lyft подадут авто за 5,85 и 4,18 евро соответственно. 
 
 
Самые дорогие онлайн-такси в Лондоне. Одна поездка на расстояние в пять километров в приложении Gett здесь стоит больше 20 евро. Не далеко ушли парижские и берлинские сервисы – взять такси дешевле 15 евро здесь будет сложно. Высокую планку тарифов держит Австралия – пять километров по Сиднею в приложении GoCatch стоит около 14 евро.
 

Онлайн-такси со всего мира и Украины: цены и особенности работы

 
 
На порядок дешевле онлайн-такси в Дубае, Шанхае и Рио-де-Жанейро. Минималка в этих городах колеблется от 2 до 4 евро.
 
Невысокие цены, по сравнению с мировыми, демонстрируют украинские онлайн-такси. Минимальный тариф по Киеву в Uklon – 1,42 евро (45 грн). Сюда включена подача машины и два километра дороги. Цена каждого последующего километра — 5,5 грн. Похожие тарифы и в украинском филиале Uber — от 30 грн. Картину портят всевозможные надбавки. В час пик стандартная цена Uber может увеличиться в два, а то и в три раза. Uklon, если в районе пробки или в городе час пик, не повышает тариф, а рекомендует цену за которую в данный момент готов уехать водитель. Дальше у пользователей есть выбор: соглашаться с ценой и быстро находить машину, или уменьшать цену и ждать.
 

Машинка подана!

 
Один из плюсов онлайн-такси в сравнении с традиционными службами – оперативность подачи машины. Это связано с отсутствием операторов, координирующих поездку, и многочисленных звонков водителю и пассажиру. Среднее время подачи онлайн-такси по всему миру составляет 3-7 минут. Лидируют в этом списке службы, работающие в США. Авто забирает клиента через 1-3 минуты после вызова, а согласно исследованиям, Uber подает машину на 6 секунд быстрее, чем Lyft.
 
В Европе ожидание машины затягивается на 5-10 минут. В исторических центральных районах с узкими улицами и загруженными дорогами ожидание растягивается до 15 минут. Среднее время подачи онлайн-такси в Киеве – 7 минут. Как и в США, в Украине Uber приезжает на заказ немного быстрее других сервисов. Автомобили Uklon прибывают к пассажиру на 20 секунд позже.
 
В Украине существует другая проблема – такси можно попросту не дождаться. Если водителя не устроит стоимость, пункт назначения или погода на улице, заказ может провисеть в «облаке» до бесконечности, особенно в дождливую или очень жаркую погоду и во время наибольших пробок. В таких условиях вероятность дождаться авто с первого вызова в Uber выше, чем в Uklon. Но и поездка будет в дороже.
 
Дольше всего такси подают в странах Азии. Ожидание тут может затянуться на 15-20 минут. Это связано с загруженностью дорог другими автомобилями и сотнями тысяч мопедов. В Индии и Таиланде ситуацию усложняют тук-туки и стихийные рынки.
 

В погоне за пользователями

 
Внешне все приложения для вызова онлайн-такси очень похожи: карта с местоположением пользователя, поле для ввода пункта назначения, дополнительные услуги и настройки (данные пользователя, способ оплаты, обратная связь). Основные различия в функциях. Большинство операторов онлайн-такси предоставляют возможность вызвать автомобили различных классов: стандарт, комфорт, авто большей вместимости, VIP. Некоторые сервисы расширяют этот список службой доставки. Латиноамериканский CabiFy, парижский G7 и еще некоторые службы дополняют список электрокарами. Азиатский Grab позволяет заказать автобус на 40 мест. Во Вьетнаме и Таиланде можно вызвать такси-мопед, а в Индии – тук-тук. Украинский Uklon предоставляет на выбор пользователя машины классов: стандарт, комфорт, бизнес, универсал и микроавтобус. В зависимости от класса авто минимальный тариф составляет от 45 грн за стандарт до 90 грн за микроавтобус.
 
Для удобства пользователей онлайн-такси вводят дополнительные опции. В основном это стандартные услуги – предварительное бронирование, перевозка домашних животных, и встреча с табличкой в аэропорту. В ряде сервисов есть возможность заказать авто, оборудованное для перевозки инвалидов или машину с детским креслом. Другие службы вводят услугу совместной поездки, которая позволяет пользователю сэкономить деньги на проезд, взяв еще одного попутчика. В службе такси Careem есть возможность заказать авто с женщиной-водителем.
 
В этом смысле Украина не отстает. Есть целый список дополнительных услуг: поездка за город, проезд через несколько пунктов, курьерская доставка, некурящий водитель, курящий пассажир, пустой багажник, перевозка животного, кондиционер, «трезвый водитель», англоговорящий водитель, молчаливый водитель, встреча с табличкой. Большинство опций стоит от 5 до 20 грн. Исключение составляет услуги драйвера – при вызове «трезвого водителя» стоимость поездки увеличится вдвое.
 
Uber и некоторые другие службы ушли от дополнительных опций в приложении. Каждую услугу надо индивидуально обсуждать с водителем, или оставить письменные пожелания к поездке. Зачастую это вызывает серьезные сложности, например, при перевозке животных в такси.
 
Цель всех онлайн-такси максимально расширить сервис среди пользователей. Для этого разработчики создают кроссплатформенные приложения, доступные для различных операционных систем. Основной упор делается на популярные iOS и Android, реже – Windows phone. MyTaxi, EasyTaxi и Careem добавили в этот список Blackberry. Lyft запустил приложение для Amazon.
 
Онлайн-такси со всего мира и Украины: цены и особенности работы
 
Для удобства пользователей службы упрощают систему регистрации в приложениях. MyTaxi, Careem и Lyft позволяют зарегистрироваться в сервисе через аккаунт в соцсети. В Cabify, EasyTaxi и Gett достаточно пройти авторизацию по номеру телефона. В украинском Uklon можно зарегистрироваться как при помощи аккаунта в соцсети, так и по номеру телефона, а при необходимости можно заказать машину без всякой регистрации на сайте приложения. В Uber требуют предоставить номер мобильного телефона.
 

Обратная связь

 
Все службы онлайн-такси позволяют пользователю связаться со службой поддержки, чтобы решить возникшие при поездке проблемы или оставить отзыв о работе сервиса. В большинстве приложений данная опция реализована за счет связи по электронной почте. В экстренных случаях сотрудник службы поддержки перезванивает клиенту. Также оставить отзыв можно на сайтах онлайн-такси.
 
В основном, обратная связь представляет собой стандартный бланк с данными пользователя и полем для описания проблемного вопроса. Сильно отличается от стандарта разве что Uber – чтобы связаться напрямую с сотрудником службы поддержки, пользователю необходимо найти свой вопрос в выпадающем списке и детализировать его согласно требований компании.
 
Все крупные онлайн-операторы такси ведут страницы в социальных сетях, где есть возможность написать о возникшей проблеме в общей ленте или личном сообщении. Время отклика колеблется от нескольких минут до суток. На страницах некоторых такси в Facebook можно оценить работу службы такси, поставив собственный рейтинг и написав комментарий в «книге отзывов».
 
Арабский Careem и украинский Uklon позволяют также в один клик связаться с диспетчером по телефону. Сделать звонок оператору можно и в такси Gett, но только в случае активной поездки.
 
Careem и MyTaxi пошли еще дальше и персонализировали для пользователей данные каждого водителя. Как только такси берет заказ, пассажиру открывается рейтинг и фотография водителя. Если клиента что-то смущает, он может отказаться от поездки и вызвать другую машину. В MyTaxi также есть возможность сделать заказ только для водителей с рейтингом в 5 звезд или выбрать водителя, понравившегося ранее.

 

Избежать проблем

 
Онлайн-перевозчики стараются обезопасить пассажиров, но и это удается далеко не всегда. В США и странах Латинской Америки не редки случаи грабежей в такси несмотря на серьезный подход к лицензиям водителей и проверке их личных данных. В Китае случаются драки с водителями. В индийском Uber произошло изнасилование. Наиболее безопасными остаются службы онлайн-такси в Европе. Процент преступлений в машинах с «шашками» здесь самый низкий в мире.
 
В Украине случаи ограблений и нападений в такси тоже редкость. Правда, некоторые опасения у пользователей вызывают автомобили Uber и Uklon на литовских, польских и немецких номерах, о чем клиенты тут же сообщают в отзывах к приложению. А 18 октября 2017 года Uklon презентовал страховку своих пассажиров. Страховка внедрена для всех пользователей — теперь на 50 000 гривен застрахован каждый пользователь приложения или веб-сервиса из любого города в Украине. В России «Яндекс.Такси» и Uber тоже пытаются внедрить страховку: 4 октября объявили о старте пилотного проекта в 11 регионах. Максимальная страховая сумма заявлена в 2 млн рублей (~$30 000). 
 

Сложности

 
Во многих странах невозможно вызвать машину в аэропорт, на вокзал, на пляж или к клубу. В основном трудности эти касаются Востока и Азии, нередки и в европейских странах. Это связано с местными офлайн-таксистами, которые часто агрессивно настроены к конкурентам. В некоторых городах водитель может отказаться подвозить пассажиров к месту назначения и попросит выйти раньше. Существуют и более жесткие ограничения – онлайн-такси не впускают в ряд туристических городов, например, в Анталию. Сложно получить лицензию для работы с онлайн-такси в Нью-Йорке, где ежегодно за медальоны таксистов борются сотни тысяч людей.
 
Несмотря на это, онлайн-такси продолжают развиваться и завоевывать пользователей. В Китае им принадлежит уже 50% рынка, а в мире – почти треть. К тому же, конкуренция между глобальными и локальными сервисами явно повышает качество и снижает цены. Вполне возможно, вызов такси по телефону уже через пару лет станет таким же странным архаизмом, как телефонные будки.