29 сентября состоялась пресс-конференция на тему "Почему взлетят цены на такси после нового законопроекта от Министерства инфраструктуры Украины?", с участием представителя службы такси "Оптимальное" Вячеслава Авраменко, директора компании Uklon Павла Лысенко и директора по маркетингу компании Uklon Даниила Ваховского.
Темой пресс-конференции был законопроект №3107 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по урегулированию работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб", также известный как "законопроект Вадатурского" по фамилии народного депутата, первым подписавшегося под поданным документом.
Законодательная инициатива предусматривает ряд нововведений, включая использование термина "автомобильный перевозчик по вызову" (который будет рассматриваться как отдельная от такси категория) - и, как следствие, ряд штрафов за несоблюдение новых предписаний.
Обсуждение в форуме: Из-за законопроекта Мининфраструктуры такси подорожает в 1,5 раза
"Новый законопроект - если его можно так назвать, поскольку датирован он 2015 годом, и поданные с тех пор правки лишь ухудшают ситуацию, - лоббируется Министерством инфраструктуры", - заявил Ваховский.
"Никто из перевозчиков или общественных организаций напрямую не поддержал проект", - отметил Лысенко.
По его словам, у общественности было лишь 10 дней на рассмотрение новой редакции документа, и при личной встрече замминистра Юрий Лавренюк не смог ответить на конкретные вопросы перевозчиков. "Вместо статистических данных замминистра апеллировал к случаям, которые обсуждались в СМИ, - продолжает представитель «Оптимального». – У нас до сих пор работает "Яндекс.Такси", которое под запретом. Министерство еще ничего с этим не сделало, а уже хочет легализовать рынок такси".
По мнению участников конференции, оказавшись под запретом, нелегальные "подвезуны" пойдут именно в "Яндекс".
"Водитель может получить штраф 17 000 гривен за малейшее нарушение комплектности документов. За вождение в нетрезвом виде водитель получает штраф 10 400 гривен, а человек, который сел за руль, чтобы кормить свою семью - 17 000 гривен! На практике это создает водителям стимул откупаться и давать взятки. Будет и вымогательство с информационно-диспетчерских служб (ИДС). Новый законопроект предусматривает множество пунктов, по которым в любой момент может пройти обыск и внеплановая проверка в любой ИДС. А лицензию сегодня можно получить только через Мининфраструктуры, и неважно, что водитель из какой-то области или небольшого города — необходимо отправлять пачку бумаг в МИУ и ждать", - рассказал Ваховский.
По словам участников конференции, коррупционные риски при тех- и медкомиссиях, а также при выдаче "желтых номеров" для такси – одна из самых больших проблем законопроекта.
"При внедрении законопроекта наибольшими перевозчиками в регионах будут фирмы мэров и губернаторов, - утверждает Авраменко. - Для пассажиров [такая] монополия означает только плохой сервис". По его мнению, самыми успешными перевозчиками станут те, кто вовсе не собирался платить налоги.
Кроме того, по словам представителей перевозчиков, с внедрением законопроекта стоимость вызова такси вырастет в 1,5 раз - за счет коррупционного фактора и за счет того, что легальные фирмы не смогут выдерживать конкуренцию с нелегалами.
Присутствовавший на пресс-конференции помощник нардепа Андрея Вадатурского задал участникам вопрос, говорят ли они с позиции перевозчиков, которые сами функционируют в теневом поле. Он также напомнил им и о проблеме "литовских номеров", заявив, что недавно при вызове автомобиля Uklon к нему приехал именно нерастаможенный "литовец". Даниил Ваховский ответил, что в его компании такие автомобили не работают.